marc_aureli (marc_aureli) wrote,
marc_aureli
marc_aureli

Нищие российские учителя: среднее образование не входит в приоритеты властей РФ

http://www.basarabia.md/wp-content/uploads/2014/04/ffZxtOehkEY.jpg
http://www.ug.ru/teacher_salary/4
Хватает? Вопрос риторический…
Образование – стабильная отрасль, но оплата труда учителей «плавает»
31 мая 2017 года

Зарплатный вопрос, как и квартирный, один из самых сложных. И даже может кого-то по-булгаковски «испортить»… Со всех сторон отчитываются о «доведении» и «достижении», и в какой-то мере всё это, конечно, правда, но мы привыкли больше доверять конкретным цифрам и фактам. Начиная с сегодняшнего дня, в рубрике «Зарплата учителя» мы будем ежемесячно докладывать о том, что происходит на местах. А, может быть, даже чаще – если вы нам в этом поможете… Мы ведь хотим не просто поговорить, а, если нужно, разобраться.


Итак, о том, что происходило с зарплатой в апреле, сегодня рассказывают:
Ирина М., учитель математики, Новгородская область:
- В прошлом году в нашей школе был фактически сведен к нулю фонд стимулирующих выплат. Он просто куда-то исчез! Мы получали буквально десятки, сотни рублей надбавок. Начиная с января 2017 года положение изменилось к лучшему. Сейчас лично у меня сумма всех надбавок в месяц составляет 2 тысячи рублей. При этом моя зарплата – чуть больше 20 тысяч рублей, после выплаты подоходного налога остается 18 тысяч. Мой стаж работы – 27 лет, нагрузка – 36 часов в неделю. Конечно, есть и проверка тетрадей, и классное руководство, и заведование кабинетом… Фактически все учителя нашей школы взяли по две ставки в этом учебном году. Так мы делаем уже много лет подряд, иначе денег получается мало.
Наша проблема в том, что мы молчим, не разбираемся, почему вдруг исчез фонд надбавок и откуда он снова взялся... Думаю, что фонд так меняется, потому что в нашей школе всем заправляет директор. Как решит, так и будет. А мы боимся потерять работу – для села наши зарплаты очень даже большие, да и другой работы для нас тут нет. Вообще трудоустроиться на селе практически невозможно. Учителя здесь – одни из самых «богатых» людей. Вот мы и молчим. А если кто-то посторонний начнет разбираться, приедет… Не надо, я тогда потеряю работу!
Татьяна Кирова, учитель английского языка, Новгородская область:
- Я начинающий учитель. Живу на селе. Мне поэтому дали надбавку в 5 тысяч рублей, платят ежемесячно. Получаю пока примерно 15 тысяч. Работаю уже третий год, надбавку выплачивали регулярно. Моя специальность весьма востребована на селе, учителей иностранного языка здесь не хватает. Поэтому мне в качестве льготы от школы дали комнату, и за нее не нужно платить коммунальные. Меня это устраивает. Я по сути экономлю ежемесячно 3-4 тысячи рублей, которые тратила бы в другой ситуации на содержание жилья. Так что, зарплату можно считать по-разному!
Официальные цифры
Средняя заработная плата учителей в России
за январь-март 2017 года – 33 231 рублей.
Источник: Росстат
Директор школы, Ростовская область:
- Зарплаты наших педагогов не идут ни в какое сравнение с зарплатами педагогов в столичных регионах. К примеру, педагог, работающий на ставку, получает 9 тысяч рублей. Если школа большая, востребованная, то здесь есть возможность делать дополнительные выплаты, поощрять учителя материально за участие в инновационных проектах, за классное руководство и т.д. Помогает и наличие в школе сети платных дополнительных услуг. Гораздо хуже дела обстоят в менее востребованных школах, где недобор детей и, следовательно, низкое подушевое финансирование.
В нашем регионе педагог с большим стажем, приличной нагрузкой, высокой категорией может получать в месяц 38-40 тысяч рублей, но таких – единицы. Основная масса получает от 20 до 25 тысяч рублей в месяц, а молодежь – до 15 тысяч в месяц. Это, конечно, не способствует притоку молодых кадров, но сказать, что мы испытываем кадровый дефицит, нельзя. Образование сегодня – самая стабильная отрасль. Люди идут даже на маленькие зарплаты.
Лидия Афанасьева, преподаватель колледжа, Санкт-Петербург:
- В нашей системе среднего профессионального образования зарплата у всех разная. Например, начинающий специалист получает порядка 17 тысяч рублей в месяц. У него нет стажа и квалификации, у тех зарплата невысокая. Опытный преподаватель или мастер производственного обучения получает около 27-28 тысяч рублей в месяц, но это, если работает на одну ставку. Некоторые берут по полторы ставки, поэтому их зарплата может достигать 35-40 тысяч рублей в месяц, однако, нужно понимать, что полторы ставки – это занятость практически до вечера. Прожить на зарплату в 27 тысяч рублей трудно, и я представляю, насколько труднее держаться молодежи, которая в первые годы получает по минимуму. Я сама пенсионерка с педагогическим стажем – 35 лет, получаю пенсию – 14 тысяч рублей. Хватает ли мне на жизнь? Вопрос риторический. Конечно, я по-прежнему работаю в колледже на полную ставку. Зарплата плюс пенсия – все это вместе взятое еще позволяет существовать более или менее благополучно.
Александра Крапивина, учитель русского языка и литературы гимназии №116, Екатеринбург:
Сказать, что зарплата у педагогов высокая, это себя обманывать. Но, с другой стороны, мне представляется, молодой специалист, где бы он ни работал, получает не очень много, в соответствии с его опытом. Плюс школы в том, что она обеспечивает стабильность дохода. Задержек с выплатой денег у нас не бывает. В перспективе хотелось бы, чтобы доход возрастал с повышением квалификации. Государство обещает, что педагоги будут зарабатывать не меньше, чем в среднем работники сферы промышленности, но пока в реальности мы этого не видим.
Кроме оклада, зависящего от количества часов, есть стимулирующий фонд. Когда я в прошлом учебном году принимала участие в конкурсе молодых педагогов, сначала на городском, а потом и на районном уровне, уделив этому много сил и времени (Александра Крапивина стала победителем городского конкурса – «Учительская газета»), я получала материальную поддержку от гимназии. Стимулирующий фонд – справедливый способ распределения средств: если ты активен, участвуешь в жизни школы, в работе педагогического сообщества, если имеешь твои ученики участвуют в олимпиадах и показывают результаты, ты и получаешь больше других.
Официальное мнение
«В каждом регионе есть свои правовые нормы - доплаты, дни к отпуску. Зарплата учителей привязана к средней по региону, поэтому единого норматива для всей страны быть не может, хотя я и мечтаю об этом», -
министр образования и науки РФ Ольга Васильева.
Тем временем в Нижегородской области…
На самом деле апрель не очень показательный месяц. По словам опрошенных, например, в Нижегородской области, апрельская зарплата не может служить индикатором ее динамики. В апрельском квиточке, как правило, нет строчек «стимулирующая выплата», или «премия по итогам четверти или года», или «надбавка за переработку». Это промежуточный месяц в финансовом отношении. Гораздо более показательными могут считаться зарплаты за май и за июнь вместе с отпускными. Их учителя очень ждут, чтобы посмотреть, выросли их годовые доходы или, напротив, уменьшились.
В большинстве школ Нижегородской области стимулирующие выплаты производятся теперь лишь один (ко Дню учителя) или два раза в год (в конце каждого полугодияй). Есть школы, в которых таких выплат не видели уже очень давно. Директора этих школ иногда выдают особо отличившимся (в хорошем смысле) учителям премии, но размер их всякий раз остается тайной для остальных сотрудников. Точно так же, как никому не известно, за какие именно заслуги премия выдается… То, что было на заре введения новой системы оплаты труда, у большинства осталось лишь в памяти.
Вместе с ежемесячными стимулирующими из квиточков у нижегородских учителей исчезли 100 рублей на покупку методической литературы (сумма, конечно, смешная – можно ли купить на нее хоть одно пособие или книгу?), во многих районах перестали оплачивать проверку тетрадей и даже серьезно сократили оплату классного руководства – есть школы, где эта работа считается почетной общественной нагрузкой. Отказаться нельзя, ибо педагоги обязаны выполнять свой профессиональный долг – про «должны» и «обязаны» учителя уже давно слушают с утра до вечера.
Бесплатная работа на ЕГЭ тоже входит в понятие «долга и святой обязанности». Наш опрос показал: большинство нижегородских учителей даже не знает, что в других регионах за работу на ЕГЭ платят (хоть и по-разному, но платят). Для многих было неожиданным и приятным открытием: Министерство образования Нижегородской области тоже ввело тариф на оплату труда на единых экзаменах – она составит 34 рубля в час.
Надо сказать, что если поначалу учителя еще пытались отстаивать свои интересы, то теперь почти повсеместно смирились. Раз денег нет, то и бороться бесполезно. Даже обещанная и озвученная в СМИ индексация зарплаты бюджетников на два процента не вызвала воодушевления. Учителям объяснили, что исчисляться она будет с минимальной ставки, которая составляет около 6 тысяч рублей, а 120 рублей никого богаче не сделают.
Так что, увеличения зарплаты никто особо не ждет. Надежды только на премии по итогам года и на щедрые отпускные. О них мы расскажем в следующий раз.
Внимание!

Если вы хотите рассказать о конкретной ситуации, сложившейся с выплатой зарплаты в вашей школе/городе/регионе, напишите об этом в комментариях ниже или письмом на адрес электронной почты: uchitelskaya.gazeta@gmail.com

http://gazeta-pravda.ru/archive/issue/12-30509-3-6-fevralya-2017-goda/uc...

Учитель не должен быть нищим Газета "ПРАВДА" №12 (30509) 3—6 февраля 2017 года 1 ПОЛОСА Автор: Алёна ЕРКИНА.

Около здания министерства образования и науки РФ прошла организованная профсоюзом работников образования «Учитель» акция под лозунгом «За справедливую оплату труда учителя!» В ней приняли участие школьные педагоги, а также представители профсоюза работников высшей школы «Университетская солидарность», пришедшие поддержать своих товарищей. Масштабный пикет власти не согласовали, объяснив это тем, что якобы протестующие будут мешать движению пешеходов, акция прошла в форме одиночных пикетов.

СОБРАВШИЕСЯ по очереди держали в руках плакаты: «Работа на ЕГЭ не должна быть бесплатной!», «Образование — будущее страны! Нищий учитель — нищее будущее!», «Министра образования — в школу на практику!», «Российскому образованию — достойный бюджет!», «Разумная нагрузка, достойная оплата, нет — сокращениям!», «Обеспечить педагогам среднюю зарплату по региону за ставку 18 часов!».

Как сообщают активисты, в профсоюз из регионов поступает много жалоб на низкую зарплату, одно из главных требований учителей — увеличение гарантированной части оклада. К примеру, в Алтайском крае приказом Главного управления образования и молодёжной политики от 15.09.2016 ставки педагогов в регионе установлены от 3050 до 5656 рублей. Из доплат остались только так называемые северные, выплата которых закреплена в федеральном законодательстве. Выходит примерно 8—15 тысяч рублей. Надбавки за стаж, категорию, заведование кабинетом, проверку тетрадей, стимулирующие выплаты не являются обязательными и постепенно отменяются.

Снижение зарплаты произошло, в частности, в Бийском государственном колледже. Сейчас, отмечают в профсоюзе «Учитель», даже у преподавателя высшей категории колледжа гарантированный оклад не дотягивает до прожиточного минимума (6504 рубля). В результате педагоги увеличивают нагрузку, берут дополнительные учебные часы, работая буквально на износ. Чиновники же, отчитываясь о росте зарплаты, совершенно «забывают» о том, что происходит это за счёт увеличения нагрузки. Многие педагоги не выдерживают такого ритма и увольняются.

Преподаватели считают, что гарантированная часть зарплаты должна быть не ниже 80 процентов от средней зарплаты в регионе.

— Проблема нагрузки на педагогов — общественно-значимая, — считает оргсекретарь профсоюза «Учитель» Ольга Мирясова. — Педагог, который трудится на две ставки, на мой взгляд, не может обеспечить хорошее, качественное образование. Помимо непосредственно аудиторных часов, у него есть множество дополнительных обязанностей: нужно подготовиться к урокам, проверить тетради, написать различные отчёты и многое другое. Это достаточно серьёзная нагрузка, причём многое педагогам приходится выполнять в нерабочее время.

— В регионах самые частые нарушения прав педагогов на сегодняшний день — это массовая невыплата зарплаты учителям, её задержка либо частичная выплата с постоянными обещаниями когда-либо расплатиться за долги, — рассказал корреспонденту «Правды» учитель географии московского лицея «Вторая школа» Леонид Перлов. — У работников нет возможности приехать в Москву и принять участие в акции протеста, поэтому мы хотим поддержать своих коллег, членов профсоюза «Учитель», и ещё раз обратить внимание на ситуацию с зарплатой школьных учителей. Ведь и в столице тоже далеко не всё так гладко, как порой хотят представить чиновники. По-прежнему нет чёткого механизма начисления так называемых стимулирующих выплат, которые порой распределяются в зависимости от личных желаний администрации того или иного учебного заведения. Оплата, к примеру, классного руководства в разы различается в Москве, а уж о регионах и говорить не приходится: там она может составлять всего лишь тысячу рублей. То же самое касается и проверки тетрадей, работы на Едином государственном экзамене и т.д.: оплата — на усмотрение руководства школы.

http://gazeta-pravda.ru/archive/issue/34-30531-4-5-aprelya-2017-goda/uch...
Учительство как приговор
Газета "ПРАВДА" №34 (30531) 4—5 апреля 2017 года 2 ПОЛОСА Автор: Ольга КОНДРАТЬЕВА.

В каких условиях трудятся педагоги в разных регионах России

СОГЛАСНО майским указам президента, принятым ещё в 2012 году, заработок учителя должен равняться средней зарплате в сфере экономики по региону. С тех пор прошло почти пять лет. Губернаторы отрапортовали: указы выполнены. По данным Росстата, которые формируются на основе отчётов региональных властей, страну по показателю обеспеченности педагогов можно разделить на четыре зоны. В списке аутсайдеров несколько республик: Дагестан, Калмыкия, Марий Эл, Северная Осетия. Там зарплата учителей в среднем составляет около 20 тысяч рублей. В зоне с зарплатой от 20 до 30 тысяч рублей находятся Центральная и Южная Россия, а также часть регионов Западной и Восточной Сибири. В Приморье, Амурской области, Хабаровском и Красноярском краях, в Иркутской, Томской областях средняя зарплата учителя составляет от 30 до 50 тысяч рублей. Ну и наконец, оптимизм внушает зарплата педагогов, работающих на северных территориях — в Ханты-Мансийском, Ненецком, Ямало-Ненецком автономном округах, а также на Чукотке и в Магаданской области: от 60 до 80 тысяч рублей.

Как сообщало телевидение, не так давно спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, встречаясь с работниками социальной сферы села, с недоумением узнала, что зарплата учителя в сельской школе Ивановской области составляет 7 тысяч рублей. Так насколько правдоподобны приведённые выше данные Росстата и как на самом деле живётся сеятелям «разумного, доброго, вечного»? Наш корреспондент изучила свидетельства об этом в СМИ самих учителей из разных регионов страны.

Марина Пригова, Республика Алтай:

— У нас учителя в среднем получают меньше 10 тысяч. Мои бывшие однокурсники, которых жизнь разбросала по всей стране, тоже жалуются на низкую зарплату. Подруги, живущие в Бурятии и Липецкой области, пишут, что у них зарплата, как у меня.

Альбина Шеина, Краснодарский край:

— Многое зависит от предмета, который преподаёт учитель. В связи с переходом к нормативно-подушевому финансированию упала зарплата учителей иностранного языка. Ведь при обучении этому предмету классы делятся пополам. Я — «англичанка», и у меня зарплата в два раза меньше, чем, например, у литератора.

Ульяна Сюткина, Ярославская область:

— В прошлом году моя нагрузка была 48 часов: 31 час — уроки русского языка и литературы, 11 часов — уроки домашнего обучения с детьми-инвалидами плюс 6 часов за классное руководство. Как «литератор», массу времени тратила на проверку тетрадей. Не поверите: ходила зелёная. Помню, в середине учебного года меня остановила в коридоре завуч и сказала: «Спасибо, что не упали на полпути». Зарплата у меня была 31 тысяча. В этом году у меня нагрузка 27 часов (ставка — 18 часов), и я получаю 16700.

Татьяна Клинская, Забайкальский край:

— У нас в Шилкинском районе планируют изменить тип учреждения нескольких школ: поменять муниципальный на казённый. Это повлечёт за собой понижение зарплаты на 3—5 тысяч рублей. В школах будут упразднены ставки психолога, завуча, социального педагога. Люди потеряют работу. Учителя считают, что весь сыр-бор из-за дефицитности бюджета: надо на чём-то экономить. Комментируя эту ситуацию, министр образования края Андрей Томских подчеркнул, что стимулирующие выплаты и надбавки учителям никто не гарантировал, их размеры зависят только от возможностей бюджета района, города эти надбавки обеспечить. Короче, рассчитывать мы можем только на голый оклад, а ведь это копейки. А остальное — от лукавого. Сейчас в Забайкалье у учителя, работающего на ставке, зарплата 15 тысяч рублей, после смены типа образовательного учреждения останется 10 тысяч. Можно, конечно, взять две ставки… На эту тему есть старая присказка: на одну ставку жить не на что, а на две — некогда.

Надежда Деева, Пензенская область:

— Зарплата учителя сейчас разделена на базовую и стимулирующую. Неоднократно говорилось о том, что базовая, гарантированная часть должна быть не меньше 60%, на практике она нередко и до 50% не дотягивает. А критерии назначения стимулирующей части — в компетенции директора. Захотел — начислил, не захотел — не начислил. По сути, и стимуляции никакой нет. Просто учитель должен соответствовать ожиданиям директора. А некоторые директора ждут откровенного подхалимажа. Тут многое от человека зависит. Но суть одна: стимулирующие надбавки нередко становятся формой унижения учителя. Хотя и базовая зарплата — тоже своего рода унижение: по сути, это пособие, чтобы не умереть с голоду. А ведь униженный таким образом учитель переносит свои отношения с директором на учеников, только униженными здесь становятся дети.

Ирина Задорожная, Орловская область:

— Но ведь и директор сейчас бесправен. Даже ещё более бесправен, чем учитель. Директора можно уволить без объяснения причин. 278-я статья Трудового кодекса даёт эту возможность. То есть директор — абсолютно управляемое существо. Потому можно ли требовать, чтобы директор был Личностью, создавал коллектив единомышленников, так сказать, авторскую школу? Вряд ли. В руководстве школами всё чаще встречаются люди, склонные к манипулированию подчинёнными, не умеющие управлять, не доверяющие людям.

Евгения Шлыкова, Липецкая область:

— Мне 35 лет, я математик, классный руководитель. Получаю 13900 («грязными»). У меня двое детей и муж-инвалид с пенсией 8 тысяч рублей. После работы в школе я убираю и мою офис, расположенный по соседству. На уборку уходит два часа. И за эту работу я получаю на круг 17 тысяч рублей. Как же так — целый день в школе, дома проверка тетрадей и два часа в день неквалифицированной работы — и 17000?!

Мнение матери педагога. Кристина Жилкина, г. Тамбов:

— У меня дочь работает в школе, у неё нагрузка — 30 часов в неделю. Получает 10 тысяч. А у директора зарплата — 100 тысяч рублей. Как такое может быть? Оптимистичные данные Росстата как раз и получаются от сложения большой зарплаты школьного руководства и мизерной — учителей.

Виктор Сухов, Калужская область:

— Я — учитель молодой, преподаю физкультуру в сельской малокомплектной школе. Учеников немного, зарплата небольшая. И вот знаю, что подозрительно смотрят на меня односельчане: почему, мол, молодой мужик за эту небольшую зарплату держится? А я люблю свой предмет, мне нравится, что дети увлекаются физкультурой. И ещё. Как единственному в коллективе мужчине унизительно упрашивать директора, чтобы мне увеличили зарплату на 2—3 тысячи. Стыдно и перед женщинами, у которых ради этого отщипнут от зарплаты. У нас ведь такая система: чтобы тебе добавили, надо у кого-то отнять.

Ирина Воскребенцева, Республика Марий Эл:

— Я — учитель со стажем, начинала работу в конце 1970-х, ещё в советское время. Продолжаю работать, потому что, несмотря на награды и звания, пенсия крошечная, не проживёшь. Я с горечью вижу, как изменилось отношение к талантливым, незаурядным педагогам. Такие люди всегда обладали принципами, не шли на компромиссы, во все времена они были неудобны для директора. Но в советское время их ценили, потому что ученики за такими учителями гурьбой ходили, побеждали на олимпиадах. Сегодня же учителю в любой момент могут сказать: «Ты чем-то недоволен? Ты отказался агитировать на выборах за определённую партию? Ты позволил себе без разрешения встретиться с журналистом? До свидания! На твоё место найдутся желающие. Даже на такую зарплату». А не найдутся — тоже не проблема. Географию будет преподавать секретарша директора. И что делать учителю, особенно если он живёт в селе или небольшом городке? Другой работы нет. И будет он сидеть тихой мышью, спрятав в карман своё самолюбие, будет агитировать за всем известную правящую партию, даже если его политические взгляды совсем другие.

Елена Кондрикова, Новгородская область:

— В прошлом учебном году я, учитель начальных классов, получала 18 тысяч рублей, так как помимо основной получала ещё и ставку социального педагога. Но в этом году мне пришлось от неё отказаться: серьёзно заболел муж. И зарплата у меня упала до 13 тысяч со всеми надбавками и социальными выплатами.

Тамара Кочеткова, Ивановская область:

— У учителя масса дополнительных, не оплачиваемых нагрузок. Ему приходится вести два журнала — бумажный и электронный. Во-вторых, учителя сами пишут программы по предметам. В-третьих, классным руководителям приходится заполнять портфолио на каждого ученика, писать отчёты о внеурочной деятельности школьников и многое другое. Ситуация с бюрократизацией работы учителей настолько серьёзна, что ею заинтересовался президент. По его поручению был проведён мониторинг в системе образования. Активисты насчитали более десяти инстанций, которые постоянно запрашивают информацию у руководства школ по тому или иному поводу. И сбор её опять ложится на плечи педагогов. Учителя редко протестуют против сложившегося порядка. И всё-таки примеры противостояния есть. В школе №41 г. Иваново практически весь коллектив потребовал доплат за перегрузки. По словам руководителя инициативной группы, учителя рисования Феликса Павловского, педагог должен получать зарплату, сопоставимую со средней по региону, исходя из базовой нагрузки в 18 часов. Все часы, которые он отрабатывает сверх положенных по закону, должны считаться сверхурочными и оплачиваться в повышенном размере. Сейчас же, если зарплата учителя дотягивает до средней, то это подразумевает, что учитель работает на износ. Мои коллеги жалуются на запредельные нагрузки, приводящие к хронической усталости, депрессии и синдрому «эмоционального выгорания».

Татьяна Мусатова, Ульяновская область:

— Минувшим летом мы с мужем и детьми ездили отдыхать в Словению. Познакомились там с нашей соотечественницей. Она замужем за местным жителем, он работает учителем. Зарплата — 1000 долларов. И это при ценах на еду, одежду, транспорт, сопоставимых с нашими. Почему крохотная Словения, не самая, мягко говоря, богатая европейская страна, не имеющая нефти, газа, других полезных ископаемых, способна обеспечить своим учителям нормальную человеческую жизнь? И, заметьте, без всяких президентских указов, которые, как мы видим, к тому же у нас и не выполняются.

http://ug.ru/archive/69123
14 марта 2017 года

Официальная недооценка
В реальности и на бумаге педагогу до сих пор платят по-разному
Анна Данилина 14 марта 2017 года

Считается, что содержимое чужого кармана, причем в его денежном эквиваленте, - тема запретная. Особенно для светского разговора малознакомых людей. Впрочем, тонкости и табу уходят на второй план, когда речь идет о проблемах общенациональной важности. Поэтому сегодня по всей стране идет обсуждение цифр, которые выдал по зарплате педагогов (и не только) Росстат. Обсуждение накалилось, когда «свой ответ» официальной статистике дал Общероссийский народный фронт... О чем же говорят одни и другие цифры и почему, вероятно, не стоит их сравнивать - в нашем сегодняшнем материале.


На прошлых летних каникулах ВЦИОМ рапортовал - почти половина россиян до сих пор считают, что труд учителя оплачивается не на должном уровне. Эту мысль в более широком смысле повторила в ходе недавнего инвестиционного форума в Сочи и заместитель Председателя Правительства РФ Ольга Голодец: оказывается, стоимость рабочей силы в стране вообще сильно недооценена.
При этом Росстат, предъявляя в начале марта свежие зарплатные тренды, показывает: в основном везде рост. Так, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата ежегодно увеличивается во многих сопоставимых (по уровню требуемого образования и квалификаций) сферах деятельности: в здравоохранении,  науке, культуре, образовании...

Если же смотреть среднюю заработную плату работников социальной сферы по регионам, можно увидеть, что и врачам, и учителям, и даже работникам культуры в минувшем году лучше всего платили в основном в отдаленных регионах с непростыми жизненными условиями. В лидерах практически по всем категориям ожидаемо оказались Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ, Ненецкий автономный округ, иногда Ханты-Мансийский автономный округ и Сахалин. Не сдают своих зарплатных позиций и две столицы, но цифры порой несопоставимы. Так, по данным Росстата, в 2016 году на Чукотке учителя в среднем получали 86154 рубля в месяц, в Москве - 68491 рубль и в Санкт-Петербурге - 48011 рублей. При этом средняя зарплата  по стране за 2016 год фиксируется на уровне 33343 рублей.
В тройке аутсайдеров по учительской зарплате Республика Дагестан (18887 рублей), Алтайский край (19078 рублей) и Республика Калмыкия (19554 рубля). В других категориях работников социальной сферы состав отстающих варьируется, однако в основном это наши южные республики.
Любая статистика вызывает сомнения, так уж заведено. Поэтому, какими бы низкими ни были некоторые из представленных цифр, они все равно показались общественности далекими от действительности... Одним из первых отреагировал Общероссийский народный фронт. Свежий мониторинг ОНФ, в котором приняли участие 5 тысяч учителей, показал, что реальная зарплата педагога   «существенно ниже официальной» (дословно). Ниже даже коридор минимума и максимума - от 57625 рублей до 13471 рубля.
Причем в 75 регионах страны реальный уровень зарплаты педагогов ниже среднего по экономике субъекта, а в 16 регионах отставание составляет минимум 25%.
Так, например, среди лидеров по уровню заработной платы педагогов (они по большому счету и для ОНФ остались теми же) наблюдается следующий занимательный рассинхрон: на Чукотке, где у педагогов самая высокая средняя учебная нагрузка 32 часа в неделю, росстатовские 86154 рубля превращаются, по данным ОНФ, в 57625 рублей, 76662 рубля в Ямало-Ненецком автономном округе - в 50157 рублей, 61170 рублей в Сахалинской области - в 41388 рублей.
Еще интереснее (и печальнее) ситуация там, где средние педагогические, по данным ОНФ, оказываются существенно ниже средних по экономике регионов. Так, вместо росстатовских 21426 рублей в Ивановской области учителю выплачивают всего 15200 рублей, в Ингушетии вместо 21622 - 12471 рубль. Дагестан и по оценкам мониторинга ОНФ остался в аутсайдерах, но и здесь налицо несовпадения: 18887 рублей у Росстата и 14503 рубля у ОНФ. Та же ситуация и в Калмыкии - 19554 рубля против 16390 рублей.
В среднем, по оценкам экспертов ОНФ, зарплатные данные могут отличаться друг от друга значительно.
Почему так получается? Одна из главных претензий мониторинга ОНФ к официальным цифрам условно методологическая: в демонстрируемую Росстатом среднюю зарплату педагога вошли компенсации за коммунальные услуги в сельской местности, за проезд, доходы от платных услуг и т. д. Но дело, конечно, не только в методологии. Как отмечает Любовь Духанина, заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке, руководитель рабочей группы ОНФ «Образование и культура как основы национальной идентичности», таким образом, получается, что поручение Президента РФ о доведении зарплаты учителей до средней по региону выполняется зачастую лишь на бумаге и в основном благодаря бюрократическим приемам.
И, кстати, не будем забывать, что есть номинальная, а есть и реальная заработная плата. И если взглянуть на предлагаемые средние цифры (любые из упомянутых) с учетом роста средней стоимости минимального набора продуктов (за минувший месяц он прибавил полпроцента) и инфляции (она тоже выросла за этот период, пусть всего на 0,2 процента, но выросла), некоторые дополнительные мысленные поправки могут оказаться тоже вполне уместными.
Что же касается манипулирования статистикой, то претензия более чем справедлива, ведь если, к примеру, зарплата работника с максимальной выявленной ОНФ нагрузкой в 52 часа (почти 3 учительские ставки! Кому такое вообще под силу?) будет учтена, то на выходе можно получить в виде средней по субъекту не 50 и даже не 80 тысяч... И можно не предпринимать никаких реальных шагов. Все и так выглядит красиво  на бумаге. Вот только реальному, а не бумажному учителю от этого ничуть не легче: 10% опрошенных ОНФ сообщили, помимо всего прочего, о полных либо частичных невыплатах зарплаты в минувшем году...
По данным все того же Росстата на 1 января текущего года, задолженность по этим выплатам составляет чуть более 3 млн рублей. Кто знает, может быть, если по-другому посчитать и эти цифры, мы выйдем на что-то еще менее оптимистическое?

А у нас! А у вас?

В начале марта на улицы Аргентины в знак протеста вышли тысячи учителей. Несмотря на то что инфляция - привычное явление для экономики страны, 40%, зафиксированные в 2016 году, оставили неизгладимый след в памяти и кошельках местных педагогов. Сегодня учителя требуют повысить заработную плату хотя бы на треть, чтобы компенсировать недополученные деньги. Руководство Буэнос-Айреса, самой населенной провинции страны, согласно лишь на 18%.

Это факт!

Зарплатный вопрос в нашей стране в какой-то степени хуже пресловутого квартирного. Согласно опросу ВЦИОМ в 2016 году 13% россиян получали часть зарплаты официально, а часть - «в конвертах». При этом каждый десятый вынужден был соглашаться исключительно на «черный нал». По оценкам Министерства финансов РФ, объем таких незаконных выплат составляет около 5 трлн рублей. В итоге из-за этих манипуляций бюджеты различных уровней недополучили 1,5 трлн в виде страховых взносов.

Цифры

По данным мониторинга ОНФ, 21,6% российских учителей не знают, как рассчитывается их зарплата. Около 15% педагогов не знакомы с Положением об оплате труда. 8% сообщили о том, что коллективный договор подписали под давлением администрации.
Tags: нищета, приоритеты Правительства России, российская школа, среднее образование в РФ, учителя в России
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments